29 июня 2011

Подсознательные установки

В прошлом выпуске я обещал рассказать о том, как в детстве люди получают и усваивают подсознательные установки поведения и к чему это их приводит в дальнейшей жизни. С этого и начнем.

Подсознательные установки
Что такое подсознательные установки и как они работают?
Надеюсь, вам известно, что кроме сознания у любого человека есть еще и подсознание. Так вот при многократном сознательном повторении действия/мысли оно входит в привычку и теперь уже становится подсознательной установкой или, одном словом, привычкой (для справки, привычка формируется примерно за 40 дней ежедневного повторения). Все дело в том, что в детстве вы еще не могли контролировать свое сознание и мысли в достаточной степени и поэтому впитывали все те установки, убеждения, шаблоны поведения, которые видели вокруг и которым вас учили родители и другие люди, принимавшие активное участие в вашем воспитании. Так они проникли в ваше подсознание и закрепились там с тех пор. Теперь, когда вы уже стали взрослыми людьми, вы каждый день принимаете решения и каждый момент строите свою дальнейшую жизнь. Но не все из вас осознают, что именно те подсознательные установки, полученные в детстве, по прежнему оказывают влияние на ход вашего мышления и на характер принимаемых решений. Для того чтобы было понятнее, приведу пример. Вы твердо решаете, что сейчас сделаете то-то и то-то, но почему-то, когда дело доходит до действий, вы, по непонятным для себя причинам, делаете совершенно не то что задумали и сами этому потом удивляетесь. Это и есть классический пример несоответствия ваших сознательных решений и подсознательных установок. А последнее слово, как известно, всегда остается за подсознанием.

Понимание процесса проникновения установок в ваше подсознание, описанного выше, дает вам возможность изменить вашу жизнь. Если раньше вы действовали автоматически и не понимали почему жизнь так складывается (часто не самым приятным для вас образом), то теперь вы получили возможность понять причину таких несоответствий и начать менять свое поведение так как вам нужно, полностью контролируя этот процесс. Начинайте думать позитивно уже сейчас или хотя бы не впускайте в себя новые негативные для вас установки.

Ограничения родом из детства
Все подсознательные установки и укоренившиеся убеждения появляются как правило в процессе воспитания, с момента нахождения в утробе матери и до, примерно, 18-20 лет. Дело в том, что в большинстве своем, мамы и папы, бабушки и дедушки, как правило, не задумываются о верности и полезности своих убеждений и картины мира и учат своих детей тому, что умеют сами. А их, в свою очередь, учили их мамы, папы, бабушки и дедушки и так далее. Помимо этого в процессе жизни они приобрели опыт, который был полезен в период их жизни, но сейчас он стал, наоборот, бесполезен или даже негативен.

Приведу забавный пример того, как дети неосознанно учатся у родителей и подражают последним во всем. Это отрывок из книги Харва Экера «Думай как миллионер»:
«Вспоминаю историю о женщине, которая, готовя ветчину к завтраку, всегда отрезала от нее по кусочку с каждой стороны. Озадаченный муж спросил, зачем она это делает. «Потому что так всегда делала моя мама», — ответила жена. В этот вечер ее мать как раз пришла к ним на ужин, и супруги спросили ее, зачем она отрезает по кусочку с каждой стороны ветчины. «Потому что так всегда делала моя мама», — ответила та. Тогда они решили позвонить бабушке и спросить, почему она отрезает по кусочку с каждой стороны ветчины. Знаете что она ответила? «Потому что у меня сковородка слишком маленькая!»»

Модели поведения
Для того чтобы еще больше прояснить суть происходящего, приведу один из самых распространенных шаблонов поведения родом из детства, который мешает жить и развиваться очень многим людям. Условно назовем его «страх наказания». Предположим, в детстве вы проявили инициативу и высказали свою точку зрения по какому-то вопросу родителям. Ваша и их точка зрения не совпала и они, оправдывая чувство собственной правоты, строго вас наказали за своеволие. Подобная ситуация повторилась несколько раз и в результате вы приняли решение не выдвигать никаких инициатив, чтобы избежать наказания. В результате, вы выросли, жизнь предлагает вам множество возможностей для деятельности, но вы, в силу своей привычки, боитесь выдвинуть какую либо идею и следовать ей, потому что подсознательно боитесь наказания. И мало того, как показали мои наблюдения, если такие люди все таки ошибаются и их никто за это не наказал, то они сами начинают себя наказывать и заниматься самобичеванием. Вот такая сила привычки, выработанной годами.
«А как надо было поступить?» — спросите вы. А всего лишь нужно было родителям не горячиться, а объяснить ребенку, что иметь свое мнение хорошо, но в данном случае оно было бы не эффективным по таким то причинам. Вот тогда ребенок сделал бы правильный вывод и получил бы бесценную возможность учиться на своих ошибках и двигаться дальше, а не бояться наказания и сидеть, сложа руки.

В противоположность предыдущему приведу пример верной и позитивной модели поведения. Родители играют с ребенком в какую-то игру. Вот ребенок повел себя некорректно или нерешительно. Ему объясняют, что если он так будет себя вести, то выиграть он не сможет и что если он проявит упорство, либо постарается решить задачу по-другому, то он сможет выиграть. Ключевым моментом в этом примере является то, что вместо того чтобы ругать ребенка, проявляя собственные амбиции, родители учат как стоит правильно поступать в данной ситуации и всячески подбадривают его и подталкивают к победе. Так в ребенке формируется мышление победителя. Пример очень поверхностный, но я надеюсь, что суть ясна.

Маленький нюанс
А теперь еще один очень важный момент. На своем личном опыте я понял, а глядя на других, окончательно убедился в том, что избавиться от привычных шаблонов поведения не так то просто, потому что они разрослись и укоренились в подсознании, а на их базе, как правило, прожита большая часть жизни. Просто сказать, что теперь я думаю вот так, а не как раньше и теперь я другой не всегда получается. Можно даже вдалбливать себе каждый день положительные аффирмации, но они не возымеют должного эффекта, пока... Что, я вас заинтриговал? Да, новые позитивные утверждения в вас скорее всего не закрепятся, пока вы не удалите весь прошлый материал, в который входят:

  • негативные установки, верования, убеждения;
  • теории, знания, мысли и решения, основанные на этих убеждениях;
  • другие неверные убеждения и выводы полученные на основе всех предыдущих и так далее;
  • непроявленные, скрытые эмоции (чувство вины, осуждения, обиды, ненависть и т.д. и т.п.) не высказанные в прошлом;
  • страхи, беспокойства и опасения появившиеся в прошлом.

Вы удивлены тому, что я включил в список эмоции? Да, мне тоже раньше казалось, что все осталось в прошлом, однако когда я начал заниматься собой, то понял, что все это хозяйство сидит внутри и по прежнему отравляет жизнь. Все переживания оставляют в прошлом эмоциональный заряд или, другими словами, вашу энергию.

В заключение приведу пару примеров (для того чтобы было понятно о чем речь) негативных и неэффективных привычек и шаблонов поведения из разных областей жизни от которых стоит избавиться, а также позитивных, приносящих успех и достаток. Более подробный список вы можете найти в интернете или поискать в себе самостоятельно.

Примеры негативных установок и их позитивных противоположностей:
Деньги не растут на деревьях — Я легко нахожу способы получения денег
Деньги на дороге не валяются — Я зарабатываю деньги играючи
Все мужики козлы/бабы дуры — Мужчины/женщины прекрасны, я легко нахожу себе партнера
Я некрасивый(ая) — Я привлекателен и замечательно выгляжу
Я живу для других — Я прежде всего решаю, что нужно мне, а если есть возможность то помогаю другим
Я маленький человек и от меня ничего не зависит — Люди советуются со мной и считаются с моим мнением
Я и так знаю что у меня не получится — У меня все получится, а если нет, то я извлеку из этого опыт и пойду дальше

К следующему выпуску я постараюсь подобрать описание методик, позволяющих вычистить прошлое вместе с его негативными установками и превратить его в обычный архив, при вспоминании событий которого у вас лишь появляется легкая улыбка на лице.

Можно почитать:
  • Книга: Харв Экер. Думай как миллионер.
    О подсознательных убеждениях в сфере финансов. Кроме того, если вы планируете стать богатым и успешным человеком, вам стоит купить и прочитать эту книгу. Эта книга полностью изменила мое отношение к богатым людям и их образу жизни.
  • ДОЛОЙ ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ СТОП-КРАНЫ!
    В одном документе собраны несколько статей о влиянии подсознательных ограничивающих программ, написанных понятным и доступным языком.

Комментарии

Анонимный комментирует...

Спасибо Вам! Эта инфа, Ваше наблюдение, помощь мне... Спасибо!!!

Анонимный комментирует...

Мысли очень верные! Мне понравился Ваш ход мышления.

Полезная запись? О чём думаете? Напишите мне комментарий.